(франц. wagonnet, уменьшительное от wagon — вагон) – открытый узкоколейный ж/д вагон для перевозки штучных и насыпных грузов на короткие расстояния, обычно по территории предприятий, в частности, на шахтах и рудниках.
Конструктивно Вагонетка состоит из кузова, опорной рамы (шасси), колёсных скатов и автосцепки (реже сцепки). Для штучных грузов общего назначения применяют Вагонетки в виде платформ, для сыпучих – с жестко закрепленным или опрокидывающимся кузовом, с откидными стенками и т.д.
Различают следующие основные виды грузовых вагонеток:
- с глухим не опрокидывающимся или опрокидывающимся кузовом;
- с откидывающимся дном;
- с откидывающимся бортом.
Перемещаются Вагонетки локомотивами, самокатом по уклонам или своим ходом (так называемые самоходные Вагонетки). Грузоподъёмность Вагонетки 1-5 т и более. Вагонетки применяют в шахтах, карьерах, в строительстве, на внутризаводском транспорте и т.д.
Кроме обычных грузовых, имеются Вагонетки специального назначения: лесодоставочные, с цистернами для воды и горючего, для перевозки взрывчатых веществ путеизмерительные и др., а также рудничные пассажирские (вместимостью 6-18 человек).